Можно ли заставить украинцев отказаться от старых авто? Вопрос сложный. На сегодняшний день, по данным «Укравтопром» поддержанные автомобили пользуются большой популярностью среди населения. Продажи бывших в употреблении иномарок выросли за первые 9 месяцев текущего года на 58% по сравнению с прошлым годом.
На 97% выросло количество количество впервые зарегистрированных б/у легковых автомобилей, на 56% коммерческих автомобилей и на 27% поддержанных автобусов.
По прежнему любимы населением отечественные производители. 774 автомобиля ЗАЗ было продано в Украине в сентябре 2013 года, по информации «Укравтопром». Обогнали этот показатель только дилеры Hyundai, продавшие 1831 автомобиль. Приоритеты населения очевидны.
Но и от старых ЗАЗов, Копеек и Волг люди не спешат отказываться. Об этом красноречиво говорят выставки ретро-машин, проходящие по всей стране; наш город — не исключение.
(фото с сайта drive2.ru)
А для многих- старая советская «железяка» - единственное средство передвижения, только потому, что владелец не может себе позволить заменить ее на что-то новое и не всегда лучшее.
«Рассмотрим гипотетическую ситуацию, если бы налог уже приняли, - предполагает генеральный директор ЧСУ-525 Андрей Бортник — Как будет производиться уплата налога и кто будет это контролировать? Я не вижу административной процедуры для уплаты налога физическими лицами. Сложно заставить платить пенсионера, который ездит на Копейке. Сложно заставить человека поменять старую машину на новую, если у него нет возможности это сделать».
В сентябре этого года в нашей стране ввели утилизационный сбор, когда в стоимость новой машины закладывается стоимость ее утилизации (5,5 тыс.грн). Автопроизводители могут не закладывать в стоимость автомобиля утилизационный сбор, при условии, что у завода-производителя есть свои мощности для переработки старых машин. Так, например ЗАЗ имеет 25 подобных предприятий.
Еще один аспект в данном вопросе — это жилищно-коммунальные и обслуживающие городские предприятия, где техника далеко не самая новая и современная.
«Поменять всю спецтехнику сложно, а порой и невозможно, - говорит Андрей Бортник — Никто не станет менять автокран, стоимостью более 1 млн грн, проще заплатить экологический налог в 500-800 грн».
Законопроект еще не закон, но под Киевом уже планируется совместный с итальянским инвестором шредерный завод для переработки старой техники. Полная загрузка предприятия около 400 тыс авто.
Возможно ли заставить население страны сдать старые легковушки в утиль и пересесть на новые автомобили? «Тому же пенсионеру легче отдать свой старый автомобиль на металл, если за его утилизацию он ничего не получит и забыть о нем. Вряд ли он станет покупать себе новое авто», - резюмирует Андрей Бортник.
Хорошим катализатором программы по утилизации могло бы стать введение выкупа старой машины или скидка на покупку новой, как это сделали в России. Но посмотрим, может быть пинок в виде экологического налога и пересадит украинцев на новенькие иномарки.