Черкасский аэропорт: всего 30 лет назад обслуживал до 80 рейсов в сутки и до 1000 пассажиров

«16 октября 1911 года жители Черкасс впервые стали свидетелями невиданного до этого зрелища. На площади, у Народного дома, авиатор А. Кузьминский устроил полет на аппарате «Блерио». Уже в полдень в городе стало заметно необычайное оживление. Многотысячная публика, многие экипажи помчались к месту полета... Только ложе из-за дороговизны были пусты. Крыши, заборы - все было забито народом. Поднявшись сначала на аршин-два, авиатор плавно и красиво стал планировать над аэродромом, постепенно поднимаясь все выше и выше. Полет продолжался минут десять, авиатор достиг обычной высоты и был едва заметен с земли. Спуск, однако, был неудачным и полет чуть не закончился катастрофой. Во время спуска лопнула струна крыла и аппарат, наклонившись в сторону, стремительно полетел вниз. Раздался оглушительный треск, все замерло, публика бросилась к месту, где аппарат врезался в рыхлую землю. Авиатор при падении аппарата благополучно прыгнул вниз, на копну сена, что находилась на аэродроме. Пропеллер и крыло аппараты были повреждены. Его разобрали на части и отправили на вокзал», - так газета «Черкасская правда»от 18 августа 1964года описывает со слов очевидцев первый полет самолета в Черкассах.

Первый аэродром в Черкассах был чуть ли не в центре города

На то время в нашем городе уже был оборудован первый аэродром, но находился оно чуть ли не посреди Черкасс - в районе улиц Зеленой и Розы Люксембург. Какие только функции не выполняли в то время экипажи самолетов: осуществляли химические работы на полях, перевозили почтовые грузы, работали как скорая помощь, а случалось - были и спасателями. Состоял Черкасский объединенный авиаотряд в то время преимущественно из «Ан-2», больше известными как «кукурузники».

Авиаперелеты из Борисполя (Киев) по всему миру пользуются огромной популярностью.

 А когда-то на самолетах летали в Монастырище, Маньковку, Христиновку и Тальное

В конце 60-х годов парк пополнился новыми пассажирскими самолетами конструкторского бюро Антонова. Поэтому направления пассажирских рейсов давно вышли за пределы УССР. Люди летали и в Россию, Казахстан, Узбекистан, даже Африку и Кубу. Более того, хотя сегодня это трудно представить, но в те времена только по области ежедневно отправлялось несколько самолетов в Монастырище, Маньковку, Христиновку, Тальное, то есть туда, куда сегодня трудно даже автобусами доехать.

Новый аеропорт построили без вентиляции и канализации

К 1986 году аэродром оставляет пределы города и переезжает в новое помещение, которое мы видим и сегодня. Интересно, что аэровокзал должен был стать подарком нашего города ХХVІІ съезду КПСС. Готовили этот подарок в спешке, поэтому к его строительства привлекли даже курсантов пожарного училища и студентов техникума. Однако коррективы в планы строителей внесла перестройка, охватившая страну быстрыми темпами. И наша аэровокзал достроили без предусмотренной вентиляционной системы, с незаконченным панно и даже без канализации. Правда, инфраструктуру, которая отвечала за безопасность полетов, сдали в соответствии с нормативами: обновили взлетную полосу, укомплектовали современным оборудованием диспетчерские, запустили большое информационное табло в зале.

 Мощности нового аэропорта предусматривали отправления 1000! пассажиров в сутки. И так оно и было, правда, всего несколько лет.

На реанимацию черкасского аэропорта необходимо 12 миллионов гривен

Начиная со второй половины 90-х годов Черкасский аэропорт начинает медленно «умирать».

Его передают в коммунальную собственность, сначала области, потом города, и долгих лет десять обещают не только возродить к жизни, но и сделать едва ли не главным транспортным узлом области. Но так или иначе, а разговоры, хоть и амбициозные, так и остались разговорами. Единственное, что удалось за это время сделать, это создать в аэропорту пограничный пункт и пункт таможенного контроля, что обошлось властям в 400 тысяч гривен и чудом позволило нашем аэропорту - который по сути-то «мертвый» - получить статус международного.

Единственные, кого сейчас принимает наш аэропорт, это чартерные рейсы. Всего до сегодня их было чуть больше двух сотен.

Бросила наконец разбрасываться обещаниями о возрождении аэропорта к жизни и наша власть. Для того, чтобы отремонтировать взлетную полосу, установить глисадные огни, отремонтировать само помещение аэровокзала, купить пожарные машины, которые кто-то когда-то «одолжил» вместе с другой техникой, необходимо, по мнению экспертов, не менее 12 миллионов долларов. В бюджете таких денег, сами знаете. Правильно - нет...

 Это интересно:

1984 год - в Черкассах один из крупнейших аэропортов в УССР, который имел статус международного и принимал самолеты массой до 185,5 тонн, обслуживая до 80 рейсов в сутки;

1992 год - аэропорт утратил статус международного и перестал принимать международные рейсы. Из более, чем 1,5 тысячи сотрудников руководству удалось оставить на рабочих местах только сотрудников, обслуживающих чартерные рейсы и аварийные посадки2002 год - аэропорт был закрыт;

2002 год - аэропорт был закрыт;

2007-2009 года - работа аэропорта «Черкассы» была возобновлена, пока заявка о международном статусе находилась в рассмотрении правительства Украины, аэропорт был тщательно реконструирован, в частности существенно обновились взлетно-посадочная полоса и аэровокзал;

2009 год - присвоение коммунальному предприятию «Аэропорт Черкассы» статус международного, что позволяет принимать грузовые и пассажирские самолеты международных рейсов.